Это перепост собранных ответов из интервью сайта "Theory&Practice" с Джеймсом Ляру, который уже больше 20 лет заведует библиотеками округа Даглас в штате Колорадо. Он изучает вопросы интеллектуальной собственности в современном обществе (опираясь на свой опыт работы в качестве директора библиотеки, написал книгу, в которой рассуждает о том, как можно стать эффективным защитником интеллектуальной свободы и в то же время охранять права частной жизни).
...На сегодняшний день подготовка библиотечных специалистов в России ведется по направлению бакалавр и магистр. Если честно, то для меня не очень понятно для чего нужна степень бакалавра библиотекарю в наших библиотеках. В Америке же по словам Джеймса библиотекарь в обязательном порядке получает степень магистра. Дальше он может идти работать в библиотеку, которых у них 4 типа – публичные, школьные, государственные и специальные, ориентированные на бизнес. Вовлечение в экономику сферы услуг (knowledge management) не позволяет различным специалистам все время быть в теме. Библиотекарь, например, в медицинской библиотеке – это специалист, который старается быть в курсе последних исследований, предоставляет по запросу докторов информацию о том, что может быть наиболее полезно и свежо по той или иной теме . В сравнении с американскими библиотеками в России библиотеки пытаются собрать и сохранить все. Фокус на сохранение, поддержание большой коллекции — так много книг, как ты можешь впихнуть в имеющееся пространство поддерживается национальной политикой: от книг сложно избавиться, бюджет на новые маленький. В Америке, принцип комплектования совсем другой.
[Если я покупаю две книги и одна из них пользуется большой популярностью,
спросом — я докупаю ее экземпляры. Если книгу берут меньше 7 раз в год —
я избавляюсь от нее. Мне без разницы, какая из философий превалирует, я
принимаю решения основываясь на том, что нужно моим посетителям. Я
должен избавиться от старого, чтобы у меня было место для нового. Ведь
постоянно выходит что-то новое. По ощущениям это больше похоже на
книжный магазин.]
Американские библиотеки поддерживают активную инвентаризацию. Это такой маркетинговый подход, американское сообщество заинтересовано в такой инвентаризации. Нет такой библиотеки, в которой были бы все книги. Это конфликт между сохранением и продвижением. И с расцветом цифровых библиотек, появится возможность двигаться в обоих направлениях. В большинстве библиотек просто недостаточно места, чтобы хранить все.
Будущее библиотек, в видении Джеймса Ляру, будут похожи на цифровое издательство. Как библиотекам самим стать издателями — вот главный вопрос который необходимо решить в ближайшее время. Как работать с местными авторами, чтобы сказать им: мы знаем, что вы сами пытаетесь издать книгу — работайте с нами, мы сообразим, как вам быть ближе с читательским сообществом.
Одно из решений – отдайте свою книгу библиотеке — мы будем показывать ее у нас на дисплеях, это будет способствовать тому, чтобы люди приходили в библиотеку и покупали эту книгу.
Будущее библиотек, в видении Джеймса Ляру, будут похожи на цифровое издательство. Как библиотекам самим стать издателями — вот главный вопрос который необходимо решить в ближайшее время. Как работать с местными авторами, чтобы сказать им: мы знаем, что вы сами пытаетесь издать книгу — работайте с нами, мы сообразим, как вам быть ближе с читательским сообществом.
Одно из решений – отдайте свою книгу библиотеке — мы будем показывать ее у нас на дисплеях, это будет способствовать тому, чтобы люди приходили в библиотеку и покупали эту книгу.
[Механизм взаимодействия очень интересен – автор отдает файл библиотеке, та в свою очередь добавляет его в свой каталог, издание появляется на дисплеях в библиотеке, на него появляются отзывы, люди начинают рекомендовать его друг другу. Библиотека приглашает автора рассказать об этой книге у себя в библиотеке. Спрос на книгу будет расти — библиотека будет приобретать больше экземпляров. Она готова подтолкнуть людей к тому, чтобы они покупали эту книгу. Происходит смещение от выполнения роли простых поставщиков к совместному созданию.]
Возможно в этом направлении надо продвигаться и нашим библиотекам. В пользу этого говорит последнее социологическое исследование под названием «Библиотечные услуги в цифровой век», в котором приняли участие более 2-х тысяч жителей США старше 16 лет. Основной лейтмотив – лояльность по отношению к библиотечным учреждениям повышается.
В целом, 80% респондентов заявили, что важнейшей услугой, которую может предложить библиотека, для них остается прокат книг. Не менее высоко оценивают жители США помощь, которую способны оказать библиотекари, а также возможность почитать, поработать и отдохнуть в спокойной обстановке. При этом 77% оценили как «очень важную» услугу свободный доступ к новым технологиям и Интернету. 98% опрошенных положительно оценивают свой опыт взаимодействия с публичными библиотеками. Их них 76% заявили, что библиотека по-настоящему важна для них и их семей, а 91% отметили ее существенную роль для комьюнити.
При этом уровень осведомленности пользователей о спектре библиотечных услуг все еще оставляет желать лучшего: только 22% признались, что располагают полной или почти полной информацией об услугах, предлагаемых их библиотеками, 46% – только частичной информацией, а 31% вовсе не в курсе. Как отметил один из респондентов, библиотеки предлагают «массу сказочных возможностей, но маркетинг – ужасен».
В числе пожеланий библиотеке – специальные приложения для мобильных устройств, позволяющие получать доступ к услугам; возможность проверять наличие книги с помощью GPS; более удобные инструменты для работы с электронными книгами и многое другое. Насколько ожидания оправдаются – покажет время.