Коворкинг (англ. co-working, совместно работающие) — это модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности. В частности, коворкинг популярен среди фрилансеров, удаленных сотрудников, переводчиков, программистов, дизайнеров и начинающих предпринимателей. Но как правило его используют молодые специалисты творческих профессий.
Как правило, совместные офисы представляют собой помещения, оборудованные необходимой офисной инфраструктурой — от Wi-Fi-интернета до принтеров и сканеров. Каждый, кто использует такую территорию на постоянной основе, ежемесячно платит определённую сумму, размер которой зависит от того, закреплено ли за ним рабочее место, стол целиком или же он использует стол или диван, которые в данный момент свободны.
И... нет более прекрасного места для коворкинга чем библиотека, где знания “под рукой”. У библиотек есть свой дух - дух знаний и накопления знаний. Некоторые молодые люди уже ходят в библиотеку для того чтоб поработать в особой атмосфере и при полной тишине. Разместив коворкинги в библиотеках на полученную прибыль можно содержать библиотеки и пополнять актуальными книгами фонды. Так же, коворкинги привлекут в библиотеку новых посетителей.
Так считают современные социо-специалисты. Мы воспринимаем коворкинги – общие пространства для совместной работы, как новое и актуальное явление, отвечающее нашим потребностям и изменившимся практикам работы, но, на самом деле, идея коворкинга существует так же давно, как и публичная библиотека.
Предлагаем вашему вниманию статью (перепост) исследователя в области новых технологий Екатерины Изместьевой.
Предлагаем вашему вниманию статью (перепост) исследователя в области новых технологий Екатерины Изместьевой.
/ О том, что произойдет
с библиотеками в ситуации, если книги окажутся мертвы, какие функции
они смогут выполнять в новом цифровом мире и зачем нам могут
понадобиться библиотеки, размышляет Стив Коффман, вице-президент Library Support Services at Library Systems and Services /
На протяжении большей части существования человечества
информация представляла собой одну из основных ценностей, а библиотеки
являлись тем местом, где эту информацию можно было найти.
Но за последние два десятилетия ситуация радикально
изменилась — от общества дефицита информации мы перешли к обществу
информационного переизбытка. И главным вопросом для библиотек сегодня
является вопрос о том, выживут ли они и как они должны измениться, чтобы
преуспеть в новом цифровом мире?
ЧТО ЕСЛИ КНИГИ МЕРТВЫ?
Существует мнение, что смерть печатных изданий
неизбежна. И действительно, мы можем наблюдать, как электронные книги
становятся все более популярными, академические журналы переходят на
электронный формат, а Google оцифровывает всю мировую коллекцию
литературы. Можно предположить, что день, когда любую книгу можно будет
получить с помощью одного нажатия на кнопку, близок. Но что тогда
произойдет с библиотеками, основная функция которых — хранение,
организация и обеспечение доступа к книгам? Что библиотеки будут делать?
Коллекции Google и Amazon уже гораздо больше, чем коллекции всех, за
исключением, может быть, нескольких самых крупных, библиотек. Со своей
стороны, многие академические журналы были объединены в несколько
крупных коммерческих издательств, таких как Elsevier и Springer.
Безусловно, некоторые из электронных изданий останутся
платными, поэтому библиотеки могут продолжать играть финансовую роль за
счет субсидирования доступа к большим цифровым коллекциям. Это как раз
случай академических и профессиональных изданий, стоимость которых
слишком высока, чтобы исследователи - не говоря уже о студентах — могли
позволить себе все необходимые журналы. Возможно также, что движение за открытый доступ
к академическим изданиям снизит их стоимость, но, скорее всего,
университеты будут продолжать платить за издания, которыми пользуются их
сотрудники и студенты. Основное отличие будет в том, что платить они
будут нескольким основным цифровым агрегаторам вроде Google или
Elsevier. Сейчас университетские библиотеки могут закупать их контент,
но если академическая информация станет всецело электронной,
необходимости в местной университетской библиотеке будет не больше, чем в
местном Google.
Ситуация для публичных библиотек несколько другая — при
очень низкой стоимости электронных книг и большом количестве электронных
книг, доступных бесплатно, публичные библиотеки уже не могу выступать в
роли агента, субсидирующего доступ к информации. Кроме того, несколько
основных коммерческих поставщиков в США (Netflix, Audible и Amazon
Prime) предлагают программы доступа к книгам, стоимость которых примерно
равна или даже ниже среднего налога, который идет на библиотеки
(например, Amazon Prime — $79 для семьи против библиотечного налога в
$101.03 за семью из 2-3 человек).
Во-вторых, библиотеки могут избавиться от зданий.
Без необходимости хранить и защищать тысячи физических объектов, необходимость в зданиях исчезнет. Некоторые предлагают превратить библиотеки в общественные центры или коворкинги.
Другие предлагают превратить библиотеки в «технические центры», заменив
книги компьютерами (но библиотечные компьютеры также могут оказаться
ненужными, если все перейдут на планшеты и смартфоны). Наконец,
библиотеки можно просто продать и превратить их в развлекательные
комплексы. Важным является то, что при переходе на электронные издания,
библиотека как физическое пространство станет ненужна.
Безусловно, библиотекам все еще нужны будут сотрудники, которые
занимались бы контентом и помогали пользователям с ним, даже если он
электронный. Но без физической коллекции книг большая часть персонала
будет не нужна.
В-четвертых, библиотеки могут сохранить много денег.
Согласно последним данным NCES, в среднем только 39% бюджета библиотеки
тратится на книги. Остальное — это траты на персонал (66% для публичных
библиотек и 50% для академических) и операционные расходы, связанные с
функционированием физического пространства библиотеки (21% для публичных
библиотек и 11% для академических). Без книг, помещений и персонала
библиотечные расходы сильно сократятся — это деньги, на которые можно
купить больше электронных книг или сохранить их налогоплательщикам.
Итак, что же случится с библиотеками?
Дэвид Ланкис (David Lankes) в своей книге Atlas of New Librarianship
(The MIT Press, 2011) написал, что в будущем миссией библиотек будет
улучшение общества за счет содействия в создании знания в их локальных
сообществах. Но разве это не то, что и так делали библиотеки на
протяжении всего своего существования? Помогали читателям и
исследователям находить нужные книги и пользоваться библиотечными
компьютерами, завозили новые книги и помогали людям получить к ним
доступ. Это ли было не помощью в создании знания? И библиотека была
единственным игроком на этом поле.
Все же новые грандиозные роли, которые предлагаются
библиотекам, уже исполняются множеством других институтов – что нового
сюда может привнести библиотека?
Общественные и технические центры, коворкинги — все это
уже существует. В издательском деле все еще очевиднее — несколько
основных и тысячи маленьких издательств, множество образовательных
программ «Как опубликовать книгу», все профессионалы, связанные с
издательским делом, — что может привнести библиотека в эту издательскую
«экосистему»?
Таким образом, все, чем библиотекам предлагается стать в
мире без библиотек, — утопические мечты, потому что библиотеки не
смогут выдержать прямой конкуренции со всеми, кто уже выполняет эти
роли. Кроме того, было бы странно финансировать создание сервиса,
который уже существует и в более лучшем качестве.
НО БИБЛИОТЕКИ ЕЩЕ НЕ МЕРТВЫ!
Несмотря на печальный прогноз, у библиотек есть
несколько функций, которые остаются нужны даже в цифровом мире:
агрегирование (сбор и объединение), кураторство и поиск информации.
Более того, сейчас эти функции особенно важны — в настоящее время книг и
статей публикуется больше, чем когда-либо в истории. Кто-то должен
отслеживать их и собирать вместе — это традиционная роль библиотек.
Также кто-то должен просматривать все, что выходит,
отделять хорошее от не очень хорошего, и определять, что стоит
читательского времени. Это еще одна традиционная функция библиотек,
обычно исполняющаяся при помощи рецензентов и критиков.
Наконец, находить среди всего доступного материала —
добавим сюда сайты, блоги, твиты — нужную информацию — третья
традиционная функция библиотек.
Таким образом, у нас есть три функции библиотек, которые
по-прежнему актуальны. Существует только одна проблема — конкуренция во
всех этих областях. И серьезные конкуренты. Например, Google. Кроме
поиска, которых охватывает практически весь Интернет, и Google Books,
который сканирует и собирает большую часть из 124-миллионого собрания
книг в мировых библиотеках, есть также Google Play, который предлагает
более 4 миллионов книг и тысячи фильмов, песен и приложений, значительно
превосходя при этом любую библиотеку. С академической стороны функция
агрегирования выполняется основными академическими издательствами.
Курирование осуществляется самими агрегаторами, которые
оценивают свой контент, учеными, которые пишут рецензии и цитируют
другие исследования в своих работах, а также тысячами читателей и
пользователей, которые пишут обзоры и составляют различные списки.
Насчет справок библиотеки могут жаловаться сколько
хотят, но факт остается фактом — поиск в Google и Wikipedia стали
основными справочными сервисами.
Что же остается библиотекам? Коффман считает, что остается конкурировать — библиотекам все еще есть, что предложить.
Во-первых, в то время, как большинство конкурентов —
коммерческие организации, библиотеки — нет, поэтому они коммерчески не
коррумпированы и могу оставаться объективными.
Во-вторых, за библиотеками — годы знаний и опыта.
Библиотекари могут понять, что нужно человеку, даже когда он сам не
знает точно, что ему нужно.
Наконец, у библиотек есть репутация. Для множества людей
библиотеки ассоциируются со знанием и возможностью найти и прочитать
практически любую книгу. Для многих библиотека сыграла важную роль в
жизни и определила ее траекторию.
Подводя итоги, можно сказать, что библиотеки все еще
могут существовать в пост-печатном мире, и им не нужно для этого
превращаться во что-то совершенно новое и другое.
Агрегирование, курирование и поиск информации становятся
особенно важными в цифровую эпоху, когда ежегодно производятся миллионы
книг и терабайты различного контента. Несмотря на то, что в этих
областях у библиотек появилось много конкурентов, еще не существует
сервиса, который мог бы полностью заменить компетентного библиотекаря.
Это то, на что библиотеки все еще могут рассчитывать.
Кто-то должен контролировать работу агрегаторов и направлять людей к
лучшему источнику той информации, которая им нужна, не важно, где она
находится. Кто-то должен возглавлять работу кураторов и кто-то должен
находить нужную ссылку, когда Google или пользователь не смог найти ее
сам. Всеми этими людьми могут стать библиотекари. Правда, если они
действительно захотят это сделать, впереди у них много работы.