Мысли о создании рубрики про запрещенную литературу (book - книга, ban - запрет) появились давно. И вот она - у нас в блоге. В ней мы расскажем историю запрета на литературу, переместимся во времени, обогнем земной шар, побываем в тех странах, где печальная участь постигла различные книги и людей, их написавших. Начнем.
Пылать и быть погребенным
Что такое библеоклазм?
Если быть точным, это китайский термин (или троп), обозначающий сожжение книг и погребение книжников. В некотором роде - аутодафе для литературы. В прошлом сожжение книг часто происходило публично с целью продемонстрировать отрицательное отношение к сжигаемой литературе.
Рассказ наш начнется с событий 213 года до н.э.
Китайская Империя.
Времена правления императора Цинь Шихуана (основателя династия Цинь).
Согласно "Шанцзюнь Шу", "Книге правителя области Шан", древнекитайскому политическому трактату, составленному в III в. до н.э. (излагается учение Шан Яна о системе и методах управления государством и народом. Трактат - один из первых в мировой истории книг, в которой подробно разработана модель деспотического государства. Идеи, изложенные в трактате, оказали большое влияние на развитие древнекитайской государственности), Шан Ян обратился к Сяо-гуну (князю) царства Цинь с инициативой "сжечь книги, дабы декларировать установления закона". "В государстве мудрого правителя нет книг и записей на бамбуке, но единой доктриной является закон; нет речений былых правителей, - единственным образцом для подражания являются государственные мужи". Тысячи свитков были сожжены а ученых, их составлявших, император приказал закопать в землю.
Уничтожение книг 213 г. до н.э. стало первой в ряду библиотечных катастроф, специально отмеченных китайской историографией. Однако уничтожение книг не было тотальным. Указ не распространялся на чиновников в аппарате империи, а также на книги по земледелию и садоводству, медицине, фармакологии и гадательным практикам. Закон, запрещающий частное использование книг, был аннулирован только в 191 до н.э.
Флоренция. Костер тщеславия
Перенесемся во Флоренцию. Конец XV века. При диктаторе Флоренции с 1494 по 1498 Джироламо Савонароле практиковался так называемый костёр тщеславия.
Савонарола организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные
дома с целью следить за исполнением 10 заповедей, бегали по городу,
отбирая игральные карты, кости, светские книги ("Декамерон", труды Овидия и т.д.), флейты, духи и тому подобные вещи; потом все это предавалось торжественному сожжению на городских улицах и площадях.
Нацистская Германия.
Сожжение "негерманских" книг
"Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги,
впоследствии сжигают и людей."
Генрих Гейне, "Альмансор"
Сожжение книг в рамках акции против негерманского духа |
10 мая 1933 года на площади Опернплац в Берлине,
а также в 21 другом городе Германии было проведено масштабное показательное публичное
сожжение книг, организованное в рамках "акции против негерманского (undeutschen) духа". В ходе акции студентами, профессорами и местными руководителями нацистской партии были сожжены десятки тысяч книг преследуемых авторов.
Второй этап "Просветительской кампании" стартовал 26 апреля 1933 г. сбором "подрывной литературы". Каждый студент должен был прежде всего очистить собственную библиотеку и библиотеки знакомых и членов семьи от "вредных" книг, затем обыскивались библиотеки университетов и институтов. Публичные библиотеки и книжные магазины также подвергались зачистке от запрещённой литературы. Члены Гитлерюгенда и Национал-социалистического студенческого союза распространяли от имени Комитета борьбы против негерманского духа требования к студентам изымать отмеченные в прилагавшемся "чёрном списке" книги, а затем передать их представителям комитета для последующего публичного сожжения.
С 1947 года 10 мая отмечается в Германии как День книги.Памятник сожженным книгам в Бебельплац |
Библеоклазмы, или сожжения книг нанесли неоценимый ущерб как мировой литературе так и культуре в целом. Это далеко не вся история преследования и сожжения книг. О преследовании книг на Руси и запретах на литературу в современном мире мы поведаем в следующий раз.